понедельник, 26 ноября 2012 г.

Учимся писать сочинение


Сочинение – повествование по картине  В. М. Васнецова  

«Иван Царевич на Сером волке».  

    (Русский язык,  4 класс.)

(Работа рассчитана на 2 урока)

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать  окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

1.  Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.

2. Цель: учить детей осмысливать содержание картины;
•    совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и              повествования слова;
•    учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
•    развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
•    воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.

3  .Оборудование: репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – задания, вопросы, репродукция картины на доске и репродукции картины у каждого ученика  на столе.

4. Сообщение темы и цели урока.

     Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова « Иван-царевич на Сером волке».

5. Вступительная беседа.

С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.


        В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии.


Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта.С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов.

Пока вы их будете рассматривать, я вам зачитаю слова А.И.Успенского, сказанные им о В.М.Васнецове: « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим,  как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую  Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном – царевичем.

            РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА  ВАСНЕЦОВА






-  Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке».



Физкультминутка.  «Попрыгунчики»

Для того чтобы лучше нам понять замысел художника,  мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи.  

 

Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры,- цвет. Только в живописи цвет играет основную  роль, донося до нас все красочное богатство мира.
Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке»   

Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях.
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).


 5. Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:

1.    Рассмотрите картину, определите ее тему. (Дети рассматривают картину и высказывают свои предположения)


2.    Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения. (Дети перечисляют героев и фиксируют в своих тетрадях)

3.    Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. (Дети описывают основные детали, что они видят - это Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная и конечно обращаем внимание на дремучий непроходимый лес) 

4.    Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращаем внимание детей на то, как сильно переживает Иван-царевич, бережено обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый волк через дремучую чащу) 
Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях. 

5.    Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. (По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый волк быстро мчится вперёд.)

6.    Выразите свое отношение к героям, к картине. (Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка). Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности. 

7.    Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Дети могу высказать разные мысли и чувства, мы подробно каждое разбираем и записываем)

2 урок (продолжение) 

   6.  При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:

1.    Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? (Художник прекрасно смог отразить настроение картины, используя цветовой контраст красок. В его картине удивительным образом сочетаются светлые и тёмные тона.)


2.    Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? (Дети могут высказать разные предположения, каждое мы выслушиваем и разбираем. Конечно же, главным героем является Серый волк,  который спасает от погони своих друзей)


3.  Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? (Выслушиваются ответы детей)


4.    Какое значение имеет фон картины? (Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.)


5.    Как художник относится к своим героям? Почему?( Выслушиваются ответы детей)


6.    Много ли на картине света, воздуха? (Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но всё-таки достаточно, так как художник изобразил яблоньку, которая становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.)


7.    К какому жанру вы отнесете эту картину? (Выслушиваются ответы детей с подробным разбором каждого)


8.    Как художнику удалось изобразить природу? (Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость.)


9.    Какова основная мысль картины? (Выслушиваются ответы детей)
Все вопросы у вас на столе вам в помощь.
Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.


План:
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Какие образы мы видим на картине? (Елена  Прекрасная,   Иван-царевич,  и Серый волк, лес)

 

                                                            8.    Физминутка.

 


 9.    Словарно- орфографическая работа.

- Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины.

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

- Ребята, запишите в своих тетрадях нужные вам слова.


Лес:  дремучий,  глухой, густой,  древний,  вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк:  волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.


10.   После подробного разбора приступаем к работе.

11.   Написание сочинений.

12.   Редактирование текста.

13.   Написание окончательного варианта.


                                        (Примерное сочинение)

 

В 1889 году  Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним  сказочного леса.

        Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника. 

       Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

       Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

       Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

 

4. Письмо сочинения. Подведение итогов.  



















                              



5 комментариев:

  1. Ольга Алексеевна3 декабря 2012 г. в 18:49

    Виктория Юрьевна! Спасибо Вам огромное за этот материал! Вами проделана огромная работа. Я обязательно воспользуюсь (с Вашего разрешения) этой разработкой.

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Алексеевна! Я очень рада, что моя разработка Вам понравилась, я старалась. Используйте её на своих уроках.

    ОтветитьУдалить
  3. Самойлова Елена Михайловна, почетный работник образования РФ, победитель ПНПО 2010, учитель высшей категории17 декабря 2012 г. в 21:27

    Не удивителен тот факт, уважаемая Виктория Юрьевна, что ваши пятикласники не боятся сочинений по картине. Для них хорошо знаком этот вид работы. Они смело берутся за перо и передают своё впечатление от восприятия художественного полотна. Эта работа требует кропотливого труда, но результат порой превосходит все ожидания. Лишний раз убеждаюсь в необходимости сочинений по картинам в начальной школе. Маленькие дети с готовностью познают неизведанное. Воспитание хорошего вкуса начинается именно с таких творческих работ. Спасибо вам большое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Елена Михайловна! Спасибо Вам за одобрение моей работы. Мои пятиклашки очень любят творческие задания, одним из видов которых являются сочинения по картине. Дети очень любознательны и трудолюбивы. Я очень надеюсь, что мои выпускники будут Вас только радовать своими успехами.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...